Previous Entry Share Next Entry
"Кондуктор, нажми на тормоза..." - о трамваях, роботах и людях.
ladygodiva77


- Доброе утро, Светлана. Меня зовут Эльза и я ваша помощница в программе. У вас есть 6 невыполненных заданий. -
 Так начался мой день сегодня.

 Я ловлю себя на мысленной благодарности в адрес Эльзы. Потому что у меня действительно очень много вопросов, которые приходится держать в голове одновременно. И её персональный коучинг мне не повредит. Хотя мне уже видится в этом почти забота: всегда покажет, укажет и напомнит.

 Эльза общается в режиме чата и мне приходит в голову ей что-то ответить, чтобы напоминания не выскакивали так часто. Я пишу ей:
 - Чуть позже, Эльза.

  Не успела я закрыть окошко чата, как Эльза пишет ответ:
 - У меня пока нет ответа. - И ставит в конце предложения смущенный смайл.
  Всё правильно. В неё пока просто не подгрузили такой вариант ответа, но, думаю, что вполне скоро подгрузят. И может, уже недельки через две, мы с Эльзой будем бурно обсуждать мировые новости или неудачное свидание. Ведь она уже умеет смущаться...

Я выхожу на улицу, неспешно иду между оранжевых стаек такси. Их так много, что кажется обычным авто уже тесно. Я ныряю в метро, чтобы успеть на выставку "Smart transport".

  Глянцевая газета, которую мне вручают на входе, все четыре страницы рассказывает, как хорошо мне будет в будущем. Потому что "умный дом" и "умный город" с полностью автоматизированными системами обслуживания буду окружать меня со всех сторон, холить, лелеять и пестовать. То, что сейчас полная автоматизация жилья считается сибаритством - это всего лишь неправильная психология, некий крен в осознании действительности. Но как только мы вырастем над собой и осознаем, от чего мы отказываемся - глаза наши на конец откроются на истинное положение вещей. Я мучительно перебираю в памяти тех, кто мог бы заинтересоваться массовой автоматизацией окружающего пространства, но в голову почему-то лезут убогие коммуналки и  пенсионеры - блокадники. Как-то неправильно они, видимо, живут. Но чёрт из знает - вдруг у них получится убедить нас и в этом  - и усиленно начать осчастливливать на новом, неизведанном нами еще уровне. Ведь то, что когда-то казалось таким нереальным, уже давно тесно вплелось в нашу жизнь.

  Когда Рэй Бредбери в 1953 году писал о маленьких ракушках, втыкаемых в уши, видео - стене и бесконечных баталиях семейного клана, который показывали на этой стене, мы еще не слышали ни про портативные наушники, ни про плазменные панели, ни про "Дом - 2". Прошло всего-то полвека и мир неузнаваемо изменился.

  Здесь  - на выставке - эти полвека зримо предстали в истории городского транспорта: от древнего троллейбуса до самого нового вагона метро.



 Это первый послевоенный троллейбус МТБ- 82. Выпускалась данная модель с 1947 по 1962 год и за это время было отправлено в путь 5 000 троллейбусов. Первые цельнометаллические троллейбусы базировались на шасси, подобных довоенным ярославским машинам, но такие троллейбусы оказались весьма неповоротливы и тяжелы в управлении. Поэтому их модифицировали.

 

А вот автобус ЛАЗ - 695 пришлось модифицировать трижды: пассажиры постоянно жаловались на низкую температуру в салоне, а ненадежная изоляция электророводки часто приводила к возгоранию автобусов. Автобус увидел свет в 1956 году, а основные модификации завершились к 1976 году: помимо устранения указанных недостатков автобус получил новую переднюю панель кузова с более высокими лобовыми стеклами и большим козырьком сверху, задние и передние двери стали одинаковыми, изменилась комбинация приборов на водительском месте. С 1990 года у автобуса появился гидроусилитель руля.



Примечательно, что до 1991 г. эти автобусы имели большой открывающийся люк в передней стенке кузова - в случае военной мобилизации эти автобусы переделывались в санитарные, а люк предназначался для погрузки и разгрузки носилок с раненными, поскольку через узкие двери пронести носилки было невозможно.

 

  Автобус Лаз - 4202 по замыслам конструкторов Львовского завода должен был стать воплозением передовых идей мирового автобусостроения: дизельный двигатель, трехступенчатая механическая коробка передач, пневматичесекая подвеска, гидроусилитель руля, атономный гахопламенный отопитель с функцией предпускового подогревателя, обшивка кузова алюминиевым листом и оцинкованной сталью.

 

   Автобус, однако, при вводе в эксплуатацию в 1980 году, вызвал недоумение и разражение: непонятным было расположение задней двери в середине базы а не в заднем свесе, подогреватель охлаждающей жидкости представлял значительную поражоопасность, а тугой винт регулировки вентиляционного люка требовал от пассажира недюжинной силы пальцев и терпения, чтобы его открыть. Сочетание в одной модели множества не до конца проверенных технических "новинок" приводило к его постоянным поломкам, причем каждый раз - разным. По этой причине послужил он недолго, а острые на язык водители окрестил его "Русским чудом".



    ЛиАЗу - 677, пожалуй, повезло. Именно в его модели конструкторы перестали пытаться унифицировать автобусы с грузовиками. Более широкие четырехстворчатые  двери позволяли пассажирам проходить по двое, а накопительные площадки внутри салона - размещаться большому количеству вещей или, например, детской коляске.

   Этому ЛиАзу повезло еще и потому, что после реставрации он снялся в большом количестве кинофильмов ("Вербное воскресенье", "Следователь Воронин", "Бродский").

  Внутри автобуса располгалалось  чудесное устройство, для получения билетов. Я такое еще застала. Внутри коробочки лежал рулон с билетами и, покрутиы ручку, находящуюся сбоку, нужно было оторвать билет, который выползал в узенькую щель спереди.



  Перед этим нужно было бросить пятачок в окошко сверху. Фокус был в том, что билет можно было выкрутить и без пяточка, поэтому иногда мы жульничали. Хотя коллективная совесть народа была тогда на высоком уровне, поэтому делать это надо было незаметно, иначе можно было схлопотать от участливых пассажиров. Но самая интересная интрига заключалась в следующем: после получения талона его надо было прокомпостировать. Тоже, разумеется, самостоятельно.

 

   Кладете билет в прорезь, опускаете рычажок и вуля - заветные дырочки готовы. Если вы купили билет, но не пробили его, значит вы едете бесплатно.

  Один поворот головы и вот оно  - просвечивает сквозь дверной проем прошлого - наше светлое будущее: низкопольный трехсекционный четырехосный трамвай "Варяг".





  Слово "низкопольный" лично мне говорит об очень многом: я еще застала те модели, где для того, чтобы сесть в трамвай, приходилось тренировать балетную растяжку, а связка на моей правой ступне до сих пор побаливает в плохую погоду от неудачной попытки высадиться из вагона. И да - я еще помню маленькие рычажочки и кнопочки с торчащими проводами на панели управления водителя, которая больше походила на разобранный танзистор.  Поэтому для меня такая панель - это уже космос:



  Внутри просторно и вполне уютно. Скукожиться на ледяном сидении с книжкой и почувствовать себя несчастным студентом как в далекие девяностые - уже не получится.

 

     Петербургское метро тоже стремительно несется в будущее. Новый вагон для красной ветки выглядит впечатляюще:

 

    Для тех, кто никогда не был в Питере: имён собственных для названия веток Петербургского метро не хватило (или было просто лень некогда заниматься такими пустяковыми вещами), поэтому называются они по цветам в радуге: красная, например, или синяя, или зеленая. Еще у них есть номера: Первая, Вторая, Третяя. Этот красный вагон будет курсировать именно на красной ветке. На синей уже есть несколько новых моделей, но без последних нововведений.

 

   Теперь во всем составе будут аж два безмоторных вагона. Это вопрос экономии и выгоды. Кроме этого, вагоны оборудованы камерами, и то огромное зеркало, которое стоит всегда в начале всех перронов и в которое машинист смотрит, чтобы оценить состояние дел на перроне, скоро отойдет в небытие за ненадобностью.

 

    Одна треть двух вагонов из всего состава также оборудована местами для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями. Эта высокая спинка, похожая на гладильную доску, выполняет роль упора. Располагаясь к ней спино, пассажир фиксирует колеса каталки специальными крючками, а себя самого - ремнем безопасности.

   Правда я за всю свою жизнь в Питере ни разу не видела в метро инвалида  - колясочника в самостоятельном путешествии. Думаю, что город к этому совсем не готов: им пока просто невозможно даже выйти из подъезда, потому что 6 ступенек первого этажа возле лифта являются для них непреодолимым препятствием.



  Отдельно стоит сказать про жизнерадостный дизайн нового автотранспорта: яркие краски дарят прекрасное настроение. Для серого и вечно хмурого Петербурга это как нельзя актуально.

 

 

 

   Рядом с нарядными подиумными моделями, новые модули автоматизации - от считывающих брелоков до возможности рассчета в метро банковскими картами.

  По дороге домой я ехала и думала о нашем будущем: моём и, может, и вашем, дорогой читатель. Азимов и Бредбери дружно гудели мне в уши, а я пыталась представить, как будет выглядеть мой день лет через 5 - 7.

 Утром меня разбудит Бен (интеллектуальная система моего умного дома), поднимет мне настроение парой шуток и заварит крепкий и свежий кофе. Потом я поболтаю с Мэри - автопилотом моего такси. (И не надо смеяться, это реальность, которая уже наступает нам на пятки. : первый беспилотный автомобиль в России появится уже в 2017 году), в офисе меня порадует Эльза - аккуратно разложив по полочкам все мои дела и отправив нужные письма. Автоматический транслитератор переведет мой текст по мере его произношения в готовую статью, которая сразу выйдет в одном из онлайн журналов. И никаких топтаний клавиш пальцами. И самое главное...

  Задумавшись я шагнула в вагон метро и получила резкий удар по шее закрывающейся дверью. Неуклюже повалившись на соседку, с трудом удержала равновесие. Она в свою очередь с таким же недоумением и почти матюгами пыталась удержать двери вагона. С момента открытия дверей прошло секунды две - три, машинист пробурчал в микрофон, что двери закрываются и врезал нам по шеям. Люди успели сесть не все. И, похоже, что именно они в данной ситуации оказались счастливчиками.

  Потирая тревожно разнывшуюся шею  - дожидаюсь конечной остановки. Благо - она моя. Выхожу из вагона и иду вперед - в началу состава. Немолодой мужчина в белой рубашке меняется с напарником - так вот в чем, оказывается дело, кому-то очень хотелось домой. Он идет ко мне навстречу.

 - Скажите пожалуйста, это вы сейчас вели данный состав?
 - Да, я. - Мужчина пышет гордостью, наклоняется вперед, готовый побыть современным дядей Стёпой и получить медаль за тяделые трудовые будни.
 - Так какого черта вы мне по шее дверями въехали?
  Мужчина резко выкатывает глаза и начинает кричать, переходя на визг:
 - Так сказано было: двери закрываются. Ты что глухая?
 - Хорошо. Я буду на вас писать жалобу вашему начальству.  - Отвечаю спокойно и поти флегматично. Не драться же мне с ним в конце - концов.
 - Правила надо читать, - кричит он еще громче уже мне в спину.  - И жаль, что не переломил тебе шею!!!

  Я спокойно иду домой дальше и пытаюсь поймать прерванную мысль: атоматический беспилотный состав в метро - вот чудсная идея. И строго выверенные промежутки времени для посадки. Но мысль, кажется была не об этом. О! Вот она:  самое главное, что если в мире вдруг разразится снова Эбола, лихорадка Зика, все виды гриппа и оспа одновременно и мы безвозвратно вымрем, то они - эти мирные и малоэмоциональные роботы - выживут. Выживут и без нас. Потому что им не придет в голову уничтожать друг друга для светлого будущего или во имя страшного прошлого. По крайней мере, я надеюсь, что мы не успеем их этому научить.

P.S. На случай попадания данного материала на глаза администрации Петербургского метрополитена: вагон № 6963 Красной линии. 25.05.2016. 20.00 - 20.30. Медицинское и психологическое освидетельствование водительского состава лучше все- такие проводить вовремя.



  • 1
Транспорт, метро в частности, территория повышенной опасности, человеческий фактор может сыграть злую шутку. Кто то книгу в голове пишет, вместо того что бы смотреть по сторонам, слушать и быть внимательным. Кто то смену сдать хочет побыстрее, вместо того что бы соблюдать регламент. Кто виноват больше? Но уволят если чо машиниста... а у него семья наверняка и дети, кредиты, язва у жены...
А написано хорошо.

А шея до сих пор побаливает)

Компресс приложи
:)

Сочувствую вашей шее))
В понедельник уже все пройдет)))

Будем надеяться, что да)

Осторожно - двери же закрываются! ;)

И не говорите!!)))

Знаете эту историю - как принимали метро и Сталин засомневался, не будет ли дверями защемлять людей. Начали ногу подставлять, но это как-то не впечатлило. Тогда товарищ Каганович вставил голову и это всех убедило! ;)

Не слышала) Надо же - как интересно)

Да, говорят, реальная история! :)

Про компостеры неправильно. Билет из касс таких не надо было компостировать. Они полностью исчезли до 1990 года. А компостировали позже билеты, которые продавали водители по 10 шт. Это уже было после 1990 г. Надо было оторвать 1 и прокомпостировать. Поэтому место у компостера было самым козырным - можно было ехать бесплатно, а в случае появления контролеров быстро пробить билетик.

Я конечно делаю скидку на свой преклонный возраст и память - может она меня и подводит) Но почему - то из детства запомнилось именно так)) А место да - точно было блатным)))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account