?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дела Господни - руки человечьи. Продолжая узнавать Абхазию.
ladygodiva77
 
  В Абхазии очень много святых мест. Святых в каноническом понимании этого слова, а не в том тинейджерском, которое сейчас звучит как "места силы". И вся история этого края достаточно тесно переплетается с историей раннего христианства: первоапостолами Андреем Первозванным и Симоно Кананитом, святым Георгием и святым мучеником Василиском, вселенским святителем Иоанном Златоустом и даже Иоанном Крестителем.

Поскольку везде, где мне удалось побывать, по следам истории и святости, я старалась максимально подробно фотографировать, чтобы поделиться с вами невероятной красотой, которая мне открылась и удивительностью самих этих мест, пару слов скажу и о позиции храмов в отношении фотографии. Я столкнулась с двумя противоположными точками зрения на этот вопрос: в одних храмах было написано, что фотографировать категорически нельзя, причем очень категорически - большими буквами, в других - что фотографирование икон и убранства ( не друг друга - конечно же - и не селфи) настоятель храма благословляет.

  Это напомнило мне два ярких типажа в священстве, с которыми я знакома. Один  - это настоятель, который ревностно гоняет паству, аки паршивых воробьев ( пишу без обид, потому что работа у него такая и достаточно нелегкая, потому что мы и правда зачастую ведем себя, как паршивые засранцы). Второй - это олицетворение доброты и святости еще при жизни. Такие всегда улыбаются какой-то тихой и светлой улыбкой, а от самих  -  веет покоем и каким - то незыблемым постоянством, словно столпы мира держатся в этом месте на них. Уходить от таких священников не хочется, а каждое общение с ними - радость для измученной и изможденной души. Может это и называется непонятными для нас словами: "крепость духа".

  Знакомство  с древними храмами можно начать уже в Гагре, где на территории практически разрушенной древней турецкой крепости Аббата, находится православный храм, построенный в 6-м веке нашей эры.

 

   Храм некоторое время находился в разрушенном состоянии, но супруга принца Ольденбургского восстановила его.



  Храм не имеет какой-то особенной внутренней отделки - штукатурки или известки, поэтому смотрится, как скальный храм в голой горной породе. Контраст стен с золотом икон выглядит очень нарядно. Сам храм небольшой, но местные жители его охотно посещают.

 

    Остальные святые места удастся посетить только в рамках экскурсий. Здесь стоит рассказать о том, как абхазы научились делать апсейлы (дополнительные продажи - на языке маркетологов). Когда вы проедете часть маршрута - примерно около часа, экскурсовод расскажет вам об одном очень интересном месте, которое находится по ходу вашего маршрута, и спросит  - хочет ли группа туда проехать. При это им удается подавать это так, словно путешественники очень много потеряют, если туда не заедут, а информация о том, что это дополнительно стоит 250 рублей сверх уже оплаченной экскурсии, проговаривается мельком и без излишнего педалирования. Как правило едущие вяло соглашаются - ну не выпрыгивать же из микроавтобуса тем одному - двум, которые жутко не довольны самой идеей дополнительной продажи, иногда соглашаются дружно (недовольные всё равно ворчат, но их никто не слушает) или (такое тоже было по словам отдыхающих) бурно протестуют как минимум половиной спонтанно сплотившегося коллектива. Однако, последнее бывает не часто.

   Рассказываю я об этом потому, что древний храм, построенный на месте языческого капища в селе Лыхны, как раз из разрядов таких дополнительных бонусов: отдельно туда экскурсий нет и гарантировать, что вы туда попадете (вдруг пассажиры таки наложат вето) достаточно сложно (или если только к Саше))).

 

В храме Успения Пресвятой Богородицы в Лыхнах есть одна достаточно редкая икона - слова на ней написаны на абхазском языке, чего больше нет нигде в Абхазии. Называется она "Знамение" и местные жители приписывают ей чудотворную силу и исполнение желаний. Следующее фото не мое, но видимо кому-то настоятель кудри  всё - таки потрепал))



   Внутри храма частично сохранились фрески со времен его основания - 10 - 12 веков. Но поскольку снимать внутри него нельзя, полюбуемся снаружи.



  Часть фресковой росписи осталась и на источнике, где можно набрать воды.

 

 

   Сами абхазы очень почитают этот храм еще и потому, что Лыхны со средних веков являлся районым центром, где проходили всенародные вече, ипподромы, решались важные вопросы на советах старейшин. Поэтому по сию пору для исполнения важных чайний и просьб они приезжают сюда. Даже свечи, освященные в этом храме, считаются обладающими особой силой.



   Безусловно, особым местом паломничества и одним из центров православной культры всего Северного Кавказа является
Ново - Афонский Симоно - Кананитский Монастырь. Он был основан в 1875 году монахами из Старо Афонского монастыря в Греции при участии русского императора Александра III.



  Монастырь этот сыграл колоссальную роль в развитии города Новый Афон: монахи построили грузовой и пассажирский причалы, владели мельницей и оливковыми рощами, имели большие земельные угодья. В самом монастыре было единовременно около 700 монахов.

 

  Всего в монастыре пять храмов: четыре в углах монастырского комплекса и один в центре.







   Центральный храм посвящен великомученнику и целителю Пантелеймону. И он является, на мой взгляд, уникальным памятником храмового зодчества.



  Внутреннее убранство храма   поразило своей красотой. Во всем храме не видно ни одной иконы (за исключением алтарной части). Но все стены украшены изображениями святых, сцен из Библейской и Евангельской истории и православной символикой. Храм просто расписан - и расписан вручную от пола и до потолка.   На центральном куполе изображен Святой Пантелеймон, осеняемый Богом Отцом.



   Плотность росписи очень высокая, а сама она - достаточно яркая, что оказалось не под силу передать моим фотографиям. Удивительными же оказались мастера, которые его расписывали: это были мастера  из села Палех Владимирской губернии, которые работали совместно с московскими художниками.



  Густой изумрудный цвет по всей потолочной части храма то ли напоминает нам о звездном южном небе, то ли отсылает к морю...Но, смотря на него, невозможно оторвать глаз.



  Храм пережил трудные времена и во время одной из русско - турецких войн и в советское время. Во многих местах видно, что фрески отколоты и обнажена побелка. И это удручает. Потому что такой шедевр просто необходимо восстанавливать всеми силами.
  Удивили также ряды деревянных лавок, что не принято, обычно, в православных храмах, а больше свойственно храмам протестантским или католическим.







  Оставайтесь с нами. Завтра будем купаться в святом источнике, молиться в горном монастыре возле саркофага Иоанна Златоуста и узнаем сразу о 7 мироточащих иконах.

Как все начиналось.
В пути.
Влажные тропики.
Куда податься.


Recent Posts from This Journal

  • "Сейчас вот так..."- Стихи.

    То, как стихи создаются, для меня всегда является неким чудом и особенной тайной. Они приходят сами, и надо обязательно к ним прислушаться и срочно…

  • Байки ипохондрика. Часть 8.

    Я спросил у доктора, как же так бывает, что ломается голова. Это же не кость, не мышца, не сустав. Почему вдруг человек, который совершенно…

  • Теория всего. - И снова о мозге и физике сознания.

    Невероятно интересный фильм довелось мне посмотреть послушать ( а вернее отрывок фильма) , штурмуя питерские пробки. Он об очень…

  • Байки ипохондрика. Часть 7.

    Доктора сегодня нет. Он уехал на какой -то симпозиум. Уехал, мягко говоря, не кстати. Петьке стало плохо. Я хз как называется такой приступ,…

  • Байки ипохондрика. Часть 6.

    Доктор говорит, что золото делается из говна. Это значит, что когда тебе очень хреново, надо найти того, кому еще хреновее, чем тебе. И ему…

  • Байки ипохондрика. Часть 5.

    Мои соседи по палате говорят, что рыпаться бесполезно. Не именно здесь - а во Вселенском масштабе. Все уже прописано, разрулено, причесано и…

  • Байки ипохондрика. Часть 4.

    Люди, оказываются, мрут не только внутри меня. Они мрут толпами еще и снаружи. Это плохая новость. И я никогда об этом не думал. Некоторым уже…

  • Байки ипохондрика. Часть 3.

    Доктор сказал, что внутри каждого из нас кто-то живет. И попросил его нарисовать. Я нарисовал ремень ГРМ. Эта зараза поселилась в моем мозгу уже…

  • Байки ипохондрика. Часть 2.

    Доктор говорит: я - ипохондрик. Это когда плюнули тебе в душу, а болит все тело. Когда я его спрашиваю как же такое может быть, он пускается в…


promo ladygodiva77 august 16, 2016 00:50 12
Buy for 20 tokens
Итак, получается, что наше тело, в самых непосредственных его проявлениях и глубинных физических и химических процессах, неразрывно соединено с окружающим пространством, словно вписано в некий всеобщий Вселенский цикл. И эта мысль возвращает нас к древнему примитивному анимизму, который…

  • 1
"...такой шедевр просто необходимо восстанавливать всеми силами..."

Да нафига?!! Мы лучше Пальмиру восстанавливать поедем!!...
Тем более, что сейчас - самое время.

Это да. Тут мы как всегда. Главное телепорт еще сделать - а то опять же опоздаем с инновациями.

Да, главное - инновации!
Из-за них и дороги строить некогда, и всё остальное нормализовать...

А нам дороги не нужны - у нас теперь будут беспилотные автомобили. Видимо они будут летать)))

Ну, это уже давно!
Наши автомобили давно ездят без водителей. Потому что то, что находится за рулём, водителями назвать трудно, а иногда просто невозможно.
:-)

  • 1