?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
"Чего орешь? Когда ноги раздвигала, не больно было?" Почему нас заставляют страдать молча.
ladygodiva77


Небольшой скандал приключился на пересечении литературного мира и соцсетей, затронув непростую и важную тему. Началось с того, что книга Анны Старобинец "Посмотри на него» (автобиографический рассказ о потере нерожденного ребенка) вошла в шорт-лист российской литературной премии «Национальный бестселлер». А затем одна из членов жюри опубликовала странную рецензию (которую, впрочем, очень быстро удалила, но скрины же вечны), в которой, помимо прочего, она писала и о том, что когда горе случилось с ней, она перенесла это молча, не вынося из семьи (см. скрины в приложении).

Тема начала активно обсуждаться, и дискуссия перешла в другое русло: молчаливо ли истинное горе или «кричать» о нем нормально?

Чаще всего звучало мнение — популярное, привычное, «наше» — что страдать молча и в одиночку — это добродетель, достоинство, что нельзя выносить сор из избы. Что тот, кто действительно страдает, не кричит об этом на каждом углу, не пишет книжки, а носит все в себе. А все остальное — это спекуляция, манипуляция, монетизация и пиар на костях.

  



Ну да, мы же привыкли стиснуть зубы и молчать. Держать удар, держать лицо. Точно, мы же все из этих, как их, которые в горящую избу и коня на скаку. Настоящая женщина, она же сильная, железная, непробиваемая и может плакать только ночью в подушку. Чтобы тушь не потекла. Терпи, не позорься.

Именно поэтому эта история не просто о чьей-то книге, о чьем-то единичном горе, о чьем-то единичном мнении, она куда более масштабна. Она о том, что вся наша жизнь, вся наша женская доля, вся наша «женская» медицина построены на принципе молчаливого страдания и унижения.

Она обо всех этих «чего орешь, когда ноги раздвигала, не больно было?». О попытках обесценить чужое горе, о традиционных «ты такая не одна, все через это прошли, не ты первая, не ты последняя». Чего орешь?!

Да-да, мы помним, что раньше в поле рожали и ничего. Выкидыши, замершие беременности — все это «женские дела», личное, интимное, стыдливое. Зачем об этом говорить? Зачем выносить это на публику? Мы не хотим, уберите это. Страдайте молча.

Очередное затыкание ртов. Культура молчаливого страдания. У нас никогда не было принято говорить об этом, проговаривать, «проживать», не было психологов, психоаналитиков, не было специально обученных консультантов, не было куда и к кому пойти со своим горем, не было выхода, кроме как заталкивать боль внутрь себя. Врачам не до того, у них другая функция, и странно ожидать жалости от санитарки со шваброй и грязным ведром.

Но мы живем не в викторианскую эпоху, не в советские времена. Пришло новое время, и мы становимся свидетелями колоссальных перемен, когда меняются многие социальные установки, и одна из них как раз об этом: о разрешении говорить.

О травмирующих ситуациях, про которые было принято молчать, годами нося боль в себе, как-то внезапно начали рассказывать, начиная с флешмоба #Янебоюсьсказать, огромного количества личных и откровенных историй из области так называемой «карательной гинекологии», громких и не очень разоблачений, последовавших за «делом Вайнштейна» и заканчивая вот такими вот книгами, которые между прочим несут в себе вполне определенные функции, например, терапевтическую.

Потому что кому-то чтение о чужом горе помогает пережить свое, дает ощущение поддержки. И такая литература во всем мире сегодня очень востребована, о ней все чаще говорят. Но главное — такие книги позволяют осознать, что об этом, оказывается, можно и нужно говорить. И это не стыдно, и вовсе не лишает нас достоинства. Потому что иногда только так можно что-то изменить, пусть даже и только в рамках одной человеческой трагедии.

Анна Петрова.
Источник



Recent Posts from This Journal

  • Транзит. - Стихи.

    Иногда пути людей пересекаются. Кто-то находит друг друга. Становится услышанным. Понятым. Принятым. А иногда наши линии жизни - совершенно…

  • А я старею...

    Я все время улыбаюсь, когда вспоминаю этот стих. Он был написан... в 18 лет :)) Забавно писать о старости, когда тебе еще нет двадцати, правда?)) Но…

  • Как снять клип. Часть 6.

    Наш длинный съемочный день все еще продолжался. Мы шли по Невскому проспекту, кутаясь в пальто и куртки. Мороз крепчал и, наконец-то, мы ощущали…

  • О любви к кино 2.

    Когда исполняешь роль - окунаешься в свои давние эмоции и переживания. Достаешь откуда-то из своих внутренних шкафов что-то забытое, далекое,…

  • 2014. - Стихи.

    Отошли мы в нашем новом клипе от драматургии, костюмов, сцен, постановок. Захотелось просто поговорить по душам. Наверное, осень располагает. К…

  • Бекстейджи рулят.

    Обожаю такие моменты на съемочной площадке. Они придают драйва и потом вспоминаются очень тепло. Ну что сказать - ржём))) Вот такие они непростые -…

  • Истоки творчества.

    Хуже всего, когда ты начинаешь разговаривать с призраками: с тенями ушедших из твоей жизни людей. Ты словно кричишь им в спину то, что не хватило…

  • О моей любви к кино.

    Я крайне редко смотрю кино. Строго по рекомендациям друзей и с большим душевным усилием. Для меня это слишком шикарно - тратить свое время на…

  • "Лошадью ходи, лошадью..."

    В Петербурге очень классно снимать, потому что обязательно подвернется какой-то нежданчик. С такой активностью, какая царит в центре нашего города,…


promo ladygodiva77 august 16, 2016 00:50 12
Buy for 20 tokens
Итак, получается, что наше тело, в самых непосредственных его проявлениях и глубинных физических и химических процессах, неразрывно соединено с окружающим пространством, словно вписано в некий всеобщий Вселенский цикл. И эта мысль возвращает нас к древнему примитивному анимизму, который…

  • 1
Когда я написала в жж о нечистоплотности одной блогерши (она завела не шуточный виртуальный роман с сексом с мужем моей подруги. Да так серьезно, что мужа чуть из дома не выгнали, т.е. действительно чуть семья не распалась), ЖЖ-сообщество прореагировало никак. Т.е. все те люди, которые в своих постах так или иначе "за" семейные ценности, никак не высказались по данной ситуации. Док-ва виртуальной измены были налицо. Так что история про чужое горе не сильно тронула сообщество.

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Справедливости ради, эта "культура молчаливого страдания" относится ведь не только к женщинам. К мужчинам - ещё как бы не в большей степени (вспомните, Лопахин в "Они сражались за Родину": "Я своё горе на выставку не выставляю").
Максимум, что может позволить себе (по мнению общества) мужчина - пойти в пивнушку с приятелями и там с горя напиться. А рассказывать о своём горе публично - ну это для мужчины же "фу"))))

выглядит как спор между экстравертами и интровертами... однако, помимо прочего тут сказывается еще и сильно отличающийся культурный контекст в зависимости от места жительства и развитости медицины в конкретном регионе проживания. Но если честно, то в области вопросов рака, ситуация еще более угнетающая и вот это самое молчаливое переживание принимает ещё более жутковатые формы.

Писать можно обо всем, главное - КАК писать.
Судить о тексте, который не читала, не возьмусь.
Лишь одно замечание: похоже, Аглая унаследовала от дедушки его жесткость и безжалостность.

Когда-то прочла в сети большой текст - дневник матери, чья единственная дочка в 16 лет застрелилась. Это не было книгой, и позже текст был уничтожен. Но забыть его не могу и спустя много лет.



  • 1