?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Ультиматум Кьеркегора
ladygodiva77
Оригинал взят у gipovirt в Ультиматум Кьеркегора
Я с 1997 года знаю, кто такой Кьеркегор, также с того времени слышал о его главном труде "Или - или", который в нашей стране издавался только "кусочками" - некоторыми главами из него.
И вот, наконец-то, в прошлом году я смог приобрести его целиком. И здесь хочу привести свой, весьма вольный, конспект, некоторые штрихи-зарисовки из самой последней главы - "Ультиматум" (выделения - мои).

Возвышенное поучение, заключённое в мысли о том,
что пред Богом мы всегда не правы
 
   Быть неправым – возможно ли вообразить себе более мучительное чувство?


   Люди скорее выстрадают что угодно, чем признают, что они не правы. Правда, мы не одобряем подобного упрямства ни в себе, ни в других. Мы полагаем, что лучше и мудрее признать, что мы не правы, коль скоро уж мы действительно не правы; тогда мы говорим, что боль, сопровождающая такое признание, подобно горькому лекарству, которое исцеляет; однако мы отнюдь не скрываем, что быть неправым – больно, и больно также признавать это. Мы претерпеваем боль, поскольку она служит нам ко благу. Мы возвышаем себя надеждой: такое будет случаться впредь всё реже и реже.
   Твоя жизнь ставит тебя в многообразные отношения с другими людьми. Некоторые из них любят справедливость и праведность, другие же причиняют тебе зло. Душа твоя не ожесточилась, ты предпочитаешь исследовать и испытывать сам себя, уверяешь себя, что прав, говоришь сам себе: как бы они меня не притесняли, им не под силу и не удастся лишить меня этого покоя, ибо я знаю, что прав, что терплю несправедливость. В подобном взгляде уже заключено некоторое удовлетворение: тебя возвышает мысль о том, что ты прав. Однако же, не с его помощью мы рассчитываем успокоить сомнения и утешить заботы, – о нет, мы рассчитываем на это благодаря размышлению о возвышенном представлении, которое заключено в мысли о том, что мы всегда не правы.
   Твоя жизнь ставит тебя в многообразные отношения с другими людьми, и к одним из них тебя влечет страстная любовь. Предположим, что такой человек совершил по отношению к тебе несправедливость. Это причинит тебе боль, ты станешь проверять все обстоятельства, чтобы сказать самому себе: «Я совершенно убежден, что я прав, и мысль об этом должна меня теперь успокоить». Но если ты истинно его любишь, эта мысль вовсе тебя не успокоит, ты будешь всё перепроверять. Эта уверенность начнёт тебя беспокоить, ты начнёшь желать того, чтобы скорее самому оказаться неправым, ты начнешь искать что-то, что послужило бы к его оправданию, и даже если тебе не удастся найти ничего подходящего, ты сможешь успокоиться лишь при мысли о том, что сам ты всё-таки не прав.
   Чем больше ты любил, тем меньше времени у тебя оставалось на размышления о том, прав ты или нет; у любви твоей оставалось лишь одно желание – чтобы ты мог постоянно оказываться неправым.
   Также обстоит дело и в твоём отношении к Богу. Ты любишь Бога, и потому душа твоя может найти себе успокоение и радость лишь в мысли о том, что ты всегда должен быть неправ. Ты приходишь к этому знанию не усилием мышления, ты не принуждён к нему, ибо, когда ты влюблен, ты свободен. Ты приходил к признанию, что ты сам неправ, вовсе не благодаря пониманию того, что прав Господь; о нет, всё было как раз наоборот: именно благодаря такому единственному и высшему желанию любви – быть всегда неправым – ты приходил к признанию того, что Господь всегда прав. Но такое желание – это сама суть любви, а значит, и суть свободы.
   Ты приходил к уверенности, что всегда неправ, потому, что сама уверенность и основывалась на том, что это суждение тебя возвышало.
   Пред Богом мы всегда неправы – это возвышенная мысль. Возвышенно в ней то, что мы не правы, возвышенно и то, что это происходит всегда. Она проявляет свою способность возвышать нас двояким образом: частью полагая конец сомнению и утишая заботы этого сомнения, частью же – вдохновляя нас на действия.
   Однако, не будет ли такая мысль слишком обманчивой? Вовсе нет! Разве человек, который желал быть всегда неправым перед другим человеком, оставался апатичным и бездеятельным? Разве он не делал всё, что было в его власти, чтобы только оказаться правым, – и при этом желал лишь одного – быть неправым? И разве сама мысль не должна воодушевлять нас, ведь выражает она как раз то, что любовь Господа всегда больше нашей любви? Разве мысль об этом не позволяет человеку радостно действовать? – ведь когда мы обуреваемы сомнениями, на действие у нас уже не остаётся сил; разве она не заставляет пламенеть его дух? – ведь когда мы подсчитываем всё в конечных отношениях, дух наш теряет этот внутренний огонь.
  Ты не говоришь: Господь всегда прав, ибо нет для тебя в этом никакого ликования, но говоришь: я всегда неправ перед Богом. Если ты ищешь, но не находишь, труждаешься, но ничего не обретаешь, ты всё равно радуешься в своих трудах. Ибо пред Богом ты всегда неправ. Эта мысль успокаивает сомнение и утишает заботу, так что человек обретает мужество и воодушевление для действия.
   Желаешь ли ты, можешь ли ты пожелать, чтобы всё обстояло иначе? Спроси себя еще серьёзнее, ибо речь здесь поистине идёт о твоём спасении. Не ослабляй свой дух полужеланиями и полумыслями. Спроси себя, и продолжай спрашивать неустанно, пока не найдешь ответа. Только глубоко внутреннее движение способно убедить тебя в том, что никакая сила на свете не способна у тебя это отнять; ибо только истина, которая возвышает,– это и есть истина для тебя самого.


 

promo ladygodiva77 august 16, 2016 00:50 12
Buy for 20 tokens
Итак, получается, что наше тело, в самых непосредственных его проявлениях и глубинных физических и химических процессах, неразрывно соединено с окружающим пространством, словно вписано в некий всеобщий Вселенский цикл. И эта мысль возвращает нас к древнему примитивному анимизму, который…

  • 1
В чем смысл этого поучения? Это скорее всего инструкция по наращиванию кармических связей. Как, например, правая рука может быть правой (неправой) по отношению к левой руке? И о каком спасении идет речь в конце? Кого нужно спасать и от кого? Самого себя от самого себя?

Мне совсем другие вещи бросились тут в глаза) Это же многоуровневый текст) Про правость и левость мы уже с вами говорили. И тут на другом акцент) На том, что выделено другим цветом) Это гораздо более интересно. Любовь - это такой феномен, что не важно - к Богу ли она у вас или к человеку. Она абсолютно также реализуется, как здесь описано. Абсолютная, конечно, то есть не эгоистичная любовь. Знаете...Любовь женщины - мужчину делает Богом) Так что для меня - это текст о любви)

К истине ведет много дорог. Какая из них верная? Или истина многогранна?

Думаю - нас с вами это приведет к вопросу - а что есть истина))) Мой личный опыт показывает, что постигать мир можно с любого края - значит дорог может быть много. Что же касается сути истины - то это очень философский вопрос. И упирается он в вопрос о том, существует ли мир вокруг нас вообще. Или он лишь живет у нас в голове. И если существует - то объективно ли для всех людей или нет. Так или иначе - люди кучкуются по родству найденных и обретенных истин. Вот как мы с вами тут пересеклись на тему истины о Люцифере. И есть еще люди, которые в этом тоже видят истину. Наверное есть и те, кто видят истину иначе. А целостное видение мира позволяет в словах каждого человека услышать зерно истины) Так что и истина оказывается не сколько многогранной, сколько каждого в его истине можно понять. Если конечно есть желание)

Каждый из живущих на планете людей - творец своего собственного мира, своей собственной Вселенной, в которой действуют собственные законы, потому как мы созданы по образу и подобию Творца, а значит наделены всеми его способностями. Человек ищет близких ему по духу людей для совместного творения общей вселенной, потому что результат коллективного творения - это наш с вами будущий мир. И количество таких сотворенных миров бесконечно, как и бесконечна сама Вселенная.

Мне очень нравится ваш ответ. Как будто я его знала раньше, но на какое-то время забыла по непонятным мне причинам.

Мы здесь для того, чтобы со временем вспомнить кто мы)))

Год назад я загадала желание - узнать для чего и за кем я сюда пришла...

Edited at 2015-02-18 01:11 pm (UTC)

В чем смысл этого поучения?

Для себя сделал следующие выводы:
Чтобы не сделал, всё равно найдётся тот, кто сможет меня осудить, ибо нет абсолютных добра и зла. Поэтому спасу самого себя, а вернее - спасусь, если буду твёрд в собственных намерениях.

Re: В чем смысл этого поучения?

Если вы сами спасетесь - то и другим сможете показать путь ко спасению. Или сами вместе с вами и глядя на вас - спасутся. Как дети, смотря на родителей, берут от них веру и оптимизм, или лень и безволие - так и окружающие люди заражаются огнём душевным от других людей. Твердости вам!) И удачи)

Благодарю вас!

Про деток наших вы очень кстати вспомнили:
Мы учим их добру и злу в НАШЕМ понимании, вместо того чтобы сделать их независимыми от нас, чтобы сами УМЕЛИ разобраться, что хорошо, а что плохо.

И про любовь вы очень хорошо сказали.
Новых устремлений и открытий вам!

Re: Благодарю вас!

Спасибо!

  • 1